О ведении реестров и выдачи адвокатских удостоверений Решение Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации Печать

 

17 июня 2008 г.

г. Санкт-Петербург

(протокол № 5)

 

В Совет Федеральной палаты адвокатов из адвокатских палат субъектов РФ поступает информация о возникающих вопросах в связи с применением Административного регламента исполнения территориальными органами Федеральной регистрационной службы государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений, утвержденного приказом Минюста России от 5 февраля 2008 г. № 20 (далее – Административный регламент).

Территориальными органами Федеральной регистрационной службы при решении вопроса о внесении сведений об адвокатах в реестр к адвокатским палатам предъявляются требования, противоречащие Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатской деятельности).

Рассмотрев данную ситуацию, Совет ФПА отмечает:

1. Являясь институтом гражданского общества и неотъемлемой частью системы судопроизводства в Российской Федерации, адвокатура в отношениях с государством действует на основе принципов независимости, самоуправления и корпоративности. С учетом этих принципов законодатель специальным законом определил исключительные полномочия квалификационной комиссии и совета адвокатской палаты по присвоению, приостановлению, возобновлению, прекращению статуса адвоката, изменению адвокатом членства в палате, а также порядок судебного обжалования решений указанных органов. При этом орган юстиции (регистрации) не наделен полномочиями отказывать адвокату во внесении в реестр адвокатов сведений о нем и в выдаче ему удостоверения.

2. Установленный п. 49–54 Административного регламента перечень оснований для отказа в исполнении государственной функции по внесению сведений об адвокате в региональный реестр противоречит нормам Закона об адвокатской деятельности. К числу оснований для отказа отнесено несоблюдение объема пакета документов и их формы, а также сроков их представления. Вместе с тем законом предусмотрена обязанность адвокатской палаты направлять в органы юстиции (регистрации) только уведомления о приобретении, приостановлении, возобновлении, прекращении статуса адвоката, изменении им членства в адвокатской палате.

3. Установленные Административным регламентом требования к документам на адвокатов позволяют сотрудникам органов юстиции (регистрации) произвольно оценивать правильность их оформления и необоснованно отказывать во внесении в реестр сведений об адвокате и в выдаче ему удостоверения. Таким образом, создается препятствие для осуществления адвокатом профессиональной деятельности.

Реализация решения адвоката приостановить адвокатскую деятельность в связи с неспособностью более шести месяцев исполнять профессиональные обязанности ставится в зависимость от усмотрения органов юстиции (регистрации), требующих документального подтверждения причин.

Административный регламент возлагает исключительно на президента адвокатской палаты обязанности по оформлению документов, что противоречит практике делопроизводства (документооборота) в учреждениях и организациях. В соответствии со ст. 33 Закона об адвокатской деятельности выписку из протокола заседания квалификационной комиссии вправе подписать секретарь квалификационной комиссии.

Игнорируются полномочия совета адвокатской палаты по распределению обязанностей между членами совета, а также право президента адвокатской палаты возложить обязанности по оформлению документов на сотрудника адвокатской палаты, не учитывается возможность отсутствия президента по уважительным причинам и временное возложение обязанностей президента на других членов совета адвокатской палаты.

Истребование копии решения совета адвокатской палаты о прекращении статуса адвоката в порядке дисциплинарного производства противоречит нормам Кодекса профессиональной этики адвоката о неразглашении материалов дисциплинарного производства. Содержащаяся в решении совета информация основана на решении квалификационной комиссии, принятом в закрытом заседании.

В связи с этим Совет рассматривает указанные требования как не соответствующие Закону об адвокатской деятельности, выходящие за пределы предоставленных органам юстиции (регистрации) полномочий по контролю в сфере адвокатуры.

Оценивая сложившуюся ситуацию, Совет Федеральной палаты адвокатов
РЕШИЛ:

1. Направить обращение в Министерство юстиции РФ с предложением внести соответствующие изменения в Административный регламент. Проинформировать Минюст России о намерении ФПА РФ обжаловать в судебном порядке положения Административного регламента в случае неустранения требований, противоречащих законодательству об адвокатуре.

2. Рекомендовать адвокатским палатам на период до принятия необходимых изменений в Административный регламент исполнение требований органов юстиции (регистрации) о представлении документов осуществлять с учетом изложенной позиции Совета Федеральной палаты адвокатов и требований Закона об адвокатской деятельности.

Обо всех фактах игнорирования органами юстиции (регистрации) положений и требований Закона об адвокатуре информацию направлять в Совет Федеральной палаты адвокатов.

3. Направить копию настоящего решения в адвокатские палаты субъектов РФ.

4. Опубликовать настоящее решение в издании «Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации».


Президент Федеральной палаты адвокатов
Российской Федерации
Е.В. Семеняко