Причины отказа в оплате труда и компенсации расходов адвокатов в 2015 году Печать

Информация

по основным причинам отказа в оплате труда и компенсации

расходов адвокатов, участников государственной системы бесплатной юридической помощи в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

 

3 февраля 2016 года                                                                                                                                                      г. Ханты-Мансийск

 

В 2015 году в Департамент внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее - Департамент) поступило 714 заявлений адвокатов об оплате труда и компенсации расходов при оказании бесплатной юридической помощи, оплата произведена на сумму 5 101 200 рублей, по 69 заявлениям в оплате труда адвокатам отказано по различным объективным причинам.

 

1. За 2015 год в 24 случаях (34,8 процента) от общего количества возвращенных Департаментом заявлений об оплате труда и компенсации расходов адвокатов, было отказано в связи с тем, что юридическая помощь оказывалась по случаям, не предусмотренным законодательством.

Одним из характерных примеров отказов является оказание гражданам юридической помощи в виде представления интересов, выступающих в суде ответчиками по гражданским делам о взыскании алиментов. Оказание указанных услуг противоречит пункту 2 части 3 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 324-ФЗ) в соответствии с которым адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, представляют в судах, государственных и муниципальных органах, организациях интересы граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, если они являются истцами (заявителями) при рассмотрении судами дел о взыскании алиментов.

Так же имеет место оказание юридической помощи гражданам, являющимися ответчиками по гражданским делам о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги, при этом в заявлении адвокатов указывается случай «защита прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг)», в то время как вопрос о не предоставлении или предоставлении не в полном объеме гражданину коммунальных услуг не рассматривается.

В 2015 году заключались соглашения о предоставлении бесплатной юридической помощи по вопросам связанным с приватизацией жилого помещения, тогда как Законом Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры от 26 сентября 2014 года № 64-оз были внесены изменения в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16 декабря 2011 года № 113-оз «О бесплатной юридической помощи в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», которыми 11 ноября 2014 года приватизация жилого помещения исключена из перечня случаев, по которым юридическая помощь оказывается бесплатно.

Имеет место неверное определение случая, по которому необходимо предоставление бесплатной юридической помощи. Так, в заявлении указывается случай, предусмотренный пунктом 3 части 2 статьи 20 Федерального закона № 324-ФЗ «признание и сохранение права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования, а также права пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи)», в то время как фактически помощь оказывается гражданам по вопросу предоставления земельного участка в собственность для строительства и иных нужд.

В некоторых случаях юридическая помощь гражданам, предоставлялась по разделу имущества, вселению в жилое помещение, лишению родительских прав, признанию не приобретшим право пользования жилым помещением, с целью снятия с регистрационного учета, что также не предусмотрено действующим законодательством, регулирующим вопросы предоставления бесплатной юридической помощи.

 

2. Так же в 2015 году в 17 случаях (24,6 процента) от возвращенных имели место случаи отказа в оплате труда адвокатам в связи с тем, что документы об оказании бесплатной юридической помощи предоставлялись в виде отчета. В соответствии с приказом Департамента внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27 января 2014 № 1-нп «О внесении изменений в приказ Департамента внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30 января 2012 года № 1-нп «Об утверждении форм документов по оказанию юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан Российской Федерации» утверждена форма заявления адвоката об оплате труда и компенсации расходов при оказании бесплатной юридической помощи.

 

3. По 14 заявлениям (20,3 процента) от количества возвращенных, было отказано в оплате труда и компенсации расходов адвокатам, в тех случаях, когда юридическая помощь оказывалась лицам, не относящимся к категориям граждан, которым юридическая помощь может предоставляться бесплатно.

 

4. В 10 случаях (14,5 процента) от возвращенных, было отказано в оплате труда и компенсации расходов адвокатам в связи с нарушением пункта 12.1 приложения 5 к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29 декабря 2011 года № 514-п «Об обеспечении граждан бесплатной юридической помощью в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее - Постановление № 514-п) когда сводный отчет и заявления адвокатов о компенсации расходов, связанных с оказанной бесплатной юридической помощи, и оплате их труда представляются в Департамент внутренней политики автономного округа позднее трех месяцев со дня подписания актов об оказании бесплатной юридической помощи. Заявления, поступившие в Департамент внутренней политики автономного округа по истечении трех месяцев, не рассматриваются, в компенсации расходов адвокатам и оплате их труда отказывается (пункт 12.1 введен постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13 декабря 2013 года
№ 551-п).

 

5. Адвокатам в 5 случаях (7,3 процентов) документы были возвращены для устранения причин, препятствующих оплате труда в связи с тем, что не были надлежащим образом оформлены документы, предоставляемые с заявлением (отсутствуют подписи сторон соглашения, либо документов, подтверждающих факт оказания бесплатной юридической помощи гражданину).

К примеру, при предъявлении адвокатом к оплате письменной консультации, предоставленной гражданину, либо составления исковых заявлений и иных документов, копии к заявлению не прилагаются, что противоречит пункту 10 приложения 5 к Постановления № 514-п.

 

6. Возвращено для устранения недостатков по причине отсутствия документов, удостоверяющих личность гражданина, которому предоставлялась юридическая помощь, либо документов, подтверждающих отношение гражданина к одной из категорий, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, 7 заявлений адвокатов.

 

Департамент выявил смысл положений пункта 4 части 1 статьи 20 Федерального закона № 324-ФЗ, которым закреплены основания предоставления бесплатной юридической помощи детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимися без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законным представителям и представителям, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей.

В целях исключения необоснованного предоставления бесплатной юридической помощи, данной категории граждан необходимо руководствоваться положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 159-ФЗ к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Указанным Федеральным законом установлены дополнительные гарантии права на образование, медицинское обеспечение, на имущество и жилое помещение, на труд (статьи 6-9) и установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом
«О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Дополнительные гарантии указанным гражданам в автономном округе установлены Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 июня 2009 года № 86-оз «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее - Закон № 159-оз).

Таким образом, бесплатная юридическая помощь указанным категориям граждан должна предоставляться как по случаям, предусмотренным статьей 20 Федерального закона № 324-ФЗ и статьей 5 Закона № 113-оз, так и в целях реализации нормы закрепленной пунктом 4 части 1 статьи 20 Федерального закона № 324-ФЗ по случаям, установленным Федеральным законом № 159-ФЗ и Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 июня 2009 года № 86-оз
«О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

В настоящее время имеют место случаи приобщения к заявлению об оплате труда и компенсации расходов адвокату в качестве документа, подтверждающего отнесение к категории дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей, копий постановлений глав администраций муниципальных образований об установлении опеки и попечительства над несовершеннолетним и назначением опекуна. Указанный документ не является надлежащим.

Дополнительно прошу довести до адвокатов участников государственной системы бесплатной юридической помощи следующую информацию.

Категория дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот или детей оставшихся без попечения родителей подтверждается одной из следующих справок:

- органа опеки и попечительства, подтверждающей их статус;

- образовательного учреждения, где обучаются дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Первый заместитель директора Департамента внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры                    М.В. Есина